Новости
Биография
Книги
Интервью
Творец
Общение с читателями
Форум
Гостевая
Статьи и рецензии
Карты и иллюстрации
 
Rambler's Top100

Критика

"АВТОР УСТАМИ ГЕРОЯ...", или СЕМЬ УПРЕКОВ Н.РЕЗАНОВОЙ. - Николай ПЕРУМОВ.

Вообще-то не дело автора писать ответы своим критикам. Их статьи он должен внимательно читать и мотать  на  ус  -  всегда  полезно,  когда кто-то укажет тебе на твои же ошибки.  Таким  людям  следует  посылать благодарственные письма; так почему же пишутся эти строки?
   К сожалению, статью уважаемой г-жи Резановой при всем желании трудно назвать критической. О  книге  как  о  _литературном  произведении_(сейчас неважно, хорошем или отвратительном) не сказано почти  ничего, кроме разве что Упрека 2 - насчет расхождения в наименованиях. С  него и начнем, и скажем сразу - этот упрек в значительной мере  справедлив. Дело в том, что передо мной стояла дилемма - или воспользоваться целиком системой существующей, или придумать свою собственную. Я пошел  по пути компиляции в значительной мере для того, чтобы любой читатель нашел бы в книге что-то знакомое, вне зависимости от того, что ему,  читателю, попадалось в руки раньше - Кистяковский или  Григорьева...  По себе знаю, как тяжело было "переключаться" на топонимику перевода Грушецкого. В общем, хотел как лучше, но, наверное, ошибся  и  готов  это признать.
   К сожалению, на этом конструктивный диалог  с  критической  статьей прекращается - и не по моей вине.
   Оставим на совести Н.Резановой некоторую развязность  тона;  известно, что когда не хватает аргументов, их порой не без успеха  пытаются заменить  хлесткостью  формулировок.  "И  опять  мы  впереди   планеты всей..." - то ли скорбит Резанова, что гадкая книжонка гадкого писателя увидела-таки свет, то ли над издателями смеется... Впрочем,  пусть. Брань, как известно, на вороту не виснет.
   Итак, по порядку.
   Упрек 1. "Перумов не любит хоббитов". Признаться, я  сперва  решил, что почтеннейшая критикесса шутит. Это, бесспорно, могло бы  быть  неким тезисом статьи - если у критика такое мнение - но как "упрек"  это просто абсурдно. Мне уже предписывают, кого любить!.. Черт возьми, любить и ненавидеть я буду кого вздумаю - с полным признанием  оного  же права за  г-жой  Резановой,  как  впрочем,  и  за  любым  другим  homo sapience. Но даже если рассматривать этот  смехотворный  "упрек"  хоть сколько-нибудь всерьез, то нельзя будет не признать - хоббиты  у  меня отнюдь не "тупые и жадные обыватели". О них примерно так говорит  Фолко - говорит субъективно, в запале... Фолко, а не автор! Это не одно и то же! Уж сколько раз твердили миру - а воз и ныне там. "Автор  устами героя..."
   И еще одно. Толкиновские хоббиты, если уж  на  то  пошло,  проспали свою страну, оказавшись под властью милейшего Сарумана - и притом  тут же нашлись пошедшие на службу  к  оккупантам  целые  отряды  шерифов.
Интересно, а что было бы не вернись Фродо и остальные домой?  "Жадные" же и "тупые обыватели" в "Кольце Тьмы" ведут себя несколько  по-иному. Когда нужно драться, они дерутся, и притом насмерть. Так  кто  же  тут
"не любит хоббитов"?
   Упрек 3. Тут уже легкой словесной дуэлью дело  не  обойдется.  Г-жа Резанова пустила в ход надежное, никогда еще не  дававшее  ни  у  кого сбоев оружие - автор обвинен в антисемитизме. Все! Печать Зверя на руку. Подобные обвинения опровергнуть почти невозможно.  В  сочетании  с загадочной "новонемецкой мифологией" ("Аннанэрбо" имела  в  виду  г-жа Резанова, что ли? Третий Рейх?) выстраивается эдакая милая линия - автор фашист, антисемит, короче, красно-коричневая сволочь.
   Заявляю со всей ответственностью - отождествить нарочито карикатурное сказочное племя с древним, мудрым, уникальным  в  мировой  истории народом может только человек с больным воображением. Так что на  предмет антисемитизма г-же Резановой  в  первую  очередь  надлежит  оборотиться на себя, если ей в сказочных злыднях всюду мерещатся евреи...
   Остальные положения этого Упрека 3 не лучше. Боже,  знал  бы  Торин сын Дарта, что невинная любовь его к пиву даст кое-кому повод  увидеть здесь "слабый закос под бундеса" (если уж  пользоваться  "феней"  г-жи
Резановой). На чем еще основан ее вывод насчет гномов,  убей  Бог,  не знаю. Строй хирда разве что? Так ведь и он куда  ближе  к  македонской фаланге, нежели к знаменитой "свинье" тевтонцев...
   И еще. Насколько я понял, г-жу Резанову не устраивает сам факт  "аналогий". Тогда пусть кто-нибудь потрудится доказать мне, что Хоббитания с ее обитателями не есть аналогия Англии! Что Рохан ну ни капли не
похож на населенную полукочевниками Венгрию конца IX века до битвы при Лехе; что погибший Нуменор не имеет ничего общего с Атлантидой  (хотя, согласно Профессору, его название на эльфийском - "Атланте")?! И,  наконец,- пусть мне докажут, что нижеследующий факт - исход войны  Добра со Злом был решен победой первого в великой  битве,  имевшей  место  у стен почти взятого Злом, но все-таки устоявшего города в излучине  Великой Реки Континента, каковая битва была выиграна благодаря  комбинированному удару с севера и юга по  флангам  почти  захватившего  город врага - что данный факт не имеет никаких аналогий с неким  весьма  известным событием зимы 1942-43 года?!
   Упрек 4. Блистательный пример чисто женской логики. Из того, что  в "Кольце Тьмы" очень  мало  женских  образов,  делается  вывод  о  глобально-негативном   отношении    автора    к    прекрасной    половине человечества. "Корова ушла, так и подойник оземь". Да, Оддрун сварлива. Ну  и  что?!  (Трагедия  несчастной  Сатти  при   этом    игнорируется полностью). Короче, опять "Автор устами героя..." (если герой  кого-то осуждает, автоматически считается, что так же думает автор). Не  изобразил в романе сногсшибательной красавицы, доброй, умной,  по  которой страдают вся без исключения мужская часть персонажей - получи еще один ярлык: "женоненавистник"!
   Упрек 5. Тут можно было бы посоветовать внимательнее читать Профессора. У него не сказано ничего определенного ни насчет эльфов Кирдэна, ни насчет эльфов Трандуила. Ниоткуда не явствует, что увезший Хранителя корабль был "последним". Более того, по легенде Сэм,  состарившись, тоже уходит за Море! Из магов остался только один -  Радагаст.  (Саруман не в счет, он лишен свободы воли.) Куда должны были "деться", согласно "ВК", гномы и орки я, признаться, тоже не понял. Впрочем,  здесь можно спорить...
   Оставим на совести почтенной критикессы весьма  любопытные  пассажи на тему, кем себя "ощущает" автор. И давайте вновь вспомним, что предсказания Гэндальфа и Галадриэли - это их предсказания.  "Автор  устами героя..." А то, что "ВК" не имеет права на существование в случае  "ошибки великих" - это тоже просто бездоказательное положение.
   И еще. Бессмысленно сопоставлять "Кольцо Тьмы" с "ВК" в частностях. Один Великий Орлангур чего стоит! (Непонятно, кстати,  почему  мне  не попало еще и за него). Толкин написал абсолютно замкнутый роман.  Конфликт в нем исчерпан. Не описывать же благоденствие Арнора при  короле Элессаре да борьбу отличного с хорошим?..
   Касательно "злодея" Олмера. Коренное отличие "Кольца Тьмы" от  "ВК" в том, что мир Толкина четко и однозначно поделен на белое  и  черное, "наших" и "не наших". Полутона не допускаются.  Унылый  злодей  Саурон уныло сидит в Барад-Дуре, совершая один промах за другим,  допуская  в ведении войны ошибки, которых избежал бы даже кадет Биглер. Ну не  может он додуматься до столь простой вещи, как поставить охрану,  у  _единственного_ места, где может быть уничтожено Кольцо  Всевластья,  ну никак не может! И назгулов отправить в бой всех разом, а не  поодиночке - тоже не может! (Интересно, сколько продержался бы тогда Минас-Тирит?) Чтобы отдать победу Добру, автору "ВК" пришлось оглупить Зло;  а победа над глупым Злом не обесценивается ли?
   Олмер же - Зло умное, хитрое, которое не попадается в  дешевые  ловушки. Однако самое главное - Олмер стал Настоящим  Злом  в  тот  миг, когда для достижения человеческих целей пустил  в  ход  нечеловеческие
средства. До того времени он - завоеватель, правитель, короче  -  пассионарий; и дела его назвать однозначно добрыми или  злыми  трудно.  И если уж читая описание штурма Серой Гавани, уважаемая  критикесса  сочувствовала Олмеру, то... Мне остается только развести руками.
   Упрек 6. "Чернуха и жестокость". Азбучная истина, что Средние  Века - жестокое время. А раз уж сама Н.Резанова  назвала  мое  произведение "псевдоисторическим" (чем я горжусь, ибо сам  Толкин,  по  ее  мнению,
создал "псевдоэпос") - то негоже мне отступать от исторической правды. Или нам придется признать, что для "fantasy" нужны особые,  выращенные в условиях общей благолепности народы... Нет! Жизнь жестока -  жестоки
и книги. Хотя, надо сказать, сам Профессор, говоря о  войне  гномов  с орками, говорит: "обе стороны были безжалостны..."
   Что же до геноцида орков, то только слепой может не увидеть  -  автор его осуждает. Хвастается им Рогволд! (см. выше - "Автор устами героя...") И, кстати,- для тех, кто совсем  ничего  не  понял  -  гибель Арнора частично есть расплата именно за это...
   Упрек 7. Совсем смешной. Уважаемые читатели, если не верите  мне  - загляните в любой исторический труд по холодному  оружию.  Н.Резанова, как я вижу, просто не в курсе. Рукоять боевого  топора  имеет  круглое сечение и диаметр примерно 2,5-4 см, что  существенно  тоньше  рукояти топора плотницкого. Толщина рукояти боевого топора примерно равна толщине эфеса у мечей; их нельзя было делать слишком толстыми, потому что толстые рукояти куда легче выворачиваются из пальцев... Ладонь  должна плотно обхватывать рукоять и большой палец при этом - доходить примерно до третьей фаланги указательного пальца. Так что этот  упрек  я  не принимаю категорически.
   И еще. Уж раз на то пошло, Олмер не выходит к Фолко и Торину,  опираясь на впоследствии отданный гному посох. Олмер возит его (посох)  с собой!
   Так стоило ли "разоряться" уважаемой  Н.Резановой?  Стоило.  Однако она могла бы написать о длиннотах в романе, неумело выстроенных сюжетных линиях, огрехах стиля и т.д. К сожалению, также остался без объяснений отмеченный самой же Н.Резановой факт - что книгу мою  одни  фэны проклинают, а другие, напротив, выдвигают на звание "Лучший роман  года". Вот бы и разобраться, почему, чем же так задурила  головы  бедным
читателям эта отвратительная, фашистская,  антисемитская,  черносотенная книжонка? Ну, почему проклинают, это нам объяснить  попытались,  а вот что другие-то в ней нашли? Тут-то и забить Н.Резановой тревогу! Не то нравится людям, куда как не то! Увы. Молчание  лишь  в  ответ...  И тлетворный яд ужасного пасквиля продолжает отравлять неокрепшие  читательские души...
   Поверьте: я, автор, отношусь к собственному труду весьма  и  весьма критически. Однако же Н.Резанова взялась спорить... даже не с  идеологией. Она (по мнению Н.Резановой  неверная)  затронута,  но  по  касательной. Уважаемая критикесса заканчивает статью весьма  назидательным абзацем - "как следует писать..." (продолжения Толкина, что ли?) Понимание замысла Толкина - см. выше о замкнутости "ВК". Оставаясь полностью в пространстве Профессора, писать просто не о чем. Зло избыто!  Не нарушать заветы мастера - это о чем? Если  это  значит  воспроизводить его этическую систему, то... (см. выше). Не стремиться к актуальности?
Тут спорить не буду. Кому нравится поп, кому попадья, а кому и  попова дочка.
   И наконец: с какой задачей не справился автор? Написать строго  каноническое продолжение целиком в духе Профессора, без всякой отсебятины - да, не справился. Потому что такой задачи и не ставил.  Так  что, согласно приговору, придется мне закопать машинку и идти грузить уголь.
   Ношу-то надо выбирать по плечу...


27 ноября -  Видеозапись встречи с читателями в Петербурге - 27.11.2015    

23 июля - Начинаем конкурсный сбор рассказов и небольших повестей для сборника "Когда Мир Изменился". Информация на первой странице.

07 апреля -  Информация о встречах с Ником Перумовым в апреле на главной странице сайта.

20 января - Гибель Богов-2. Книга 4. Асгард Возрождённый передана в издательство. Ждем в магазинах в конце марта.

11 сентября - Видеозапись презентации "ГБ2. Пепел Асгарда" в Петербурге.  

__________
Архив новостей

 

 

Подробнее Три взблеска

Этот текст Ник Перумов откопал в своих записях в ноябре 1995 года. К сожалению, отдельного проекта из него так и не вышло, или пока не вышло. Но внимательные читатели смогут найти в нем ряд идей использованных автором в более поздних произведениях.

 1.

     Я сижу и жгу дрова в камине.  Над крышей неистовствуют ветры - дуют сразу  во  всех  направлениях.  У  бледной  Луны  появился кровавый двойник. Вдоль заборов, тоскливо завывая, бродит упырь - сегодня его ночь.  Чуть дальше от  моего  дома,  ближе  к  краю Железного Леса, беспечно резвится пара волков-оборотней. Нынче им дозволено на краткое время забыть о вечно терзающем их голоде. На небе  -  ни облачка;  воздух кристально чист и звезды мерцают так ярко,  что колючие лучи их не дают мраку расплескаться по  земле совсем уж вольготно. покоившиеся   под   землей   древние  силы;  и  дети  их,  вольно странствующие  по   зеленым   просторам   мира,   оставили   свои нескончаемые  игры,  Игры  Богов;  и  внуки  их  вышли  на берега прохладных лесных ручьев и рек,  отряхивая серебристые  капли  с длинных зеленых волос. коих люди частенько называют Созвездиями. Лев беззаботно играет с Овном,  Телец спорит с Козерогом - кто сильнее, Скорпион забавляет Деву,  Близнецов и Водолея, ловко ловя на лету выпускаемые в него Стрельцом дротики. сместились пути ветров и вод и гномы в недоумении чешут затылки - жилы в одночасье пропадают неведомо куда. Тропы стянулись в тугие узлы,  дороги разлеглись отдыхающими драконами. Смертным в такое время лучше всего оставаться дома. двери  и окна,  вцепившись потными от страха ладонями в осиновые колы  и  заговоренные  ножи  с  серебряными  лезвиями.  Их  губы торопливо шепчут молитвы и обереги, а глаза полны черного страха. И любая тень у печки предстает ужасным, кровожадным чудовищем... корни Иггдразиля,  с лозой в руках отыскавший место, откуда забил Источник  Урд,  я,  для собственного удовольствия служивший самому Раване,  владыке ракшасов Ланки,  я,  первым ворвавшийся на  Гору Семи  небожителей  в  рядах  армии Императора Ши - я сижу в своем крошечном домике и жду гостя.  Его путь был далек,  но  цель  уже почти достигнута... тонким,  почти  бабьим  голосом.  Тот,  кого  я  жду,  уже совсем рядом... что настал Страшный Суд.  По дорогам  шляются  в  стельку  пьяные бесы.  Духи  сходят  с  ума  в  затхлой  тесноте  своих  склепов. Обезумевшие ракшасы идут на копья и стрелы растерянных  кштариев. Дэвы  с  ревом  пируют в разоренных оазисах,  где истреблено все живое.  И где-то у самой грани Мира одевают доспехи,  готовясь  к решительной битве,  суровые,  безжалостные Асуры,  покинув свои высокие престолы. через гибельный в эту пору Железный Лес,  прямо на упыря спокойно шагает невысокая и безоружная фигурка. Упырь разражается хриплыми и алчными взревываниями;  растопырив руки,  словно  спеша  обнять дорогого гостя,  он развалистой,  дергающейся походкой бросается навстречу путнику,  на ходу пытаясь привести  в  порядок  не  раз пронзенное сталью тело. Ему срочно нужна кровь, этому упырю...

 

    Hочь Встреч.  Такая выдается раз в тысячелетие.  Пробудились

    Hочь Встреч. Скрестились и пересеклись пути Звездных Зверей,

     От векового  сна  на  краткий  миг  очнулась  Земля и тотчас

     Да, и почти все они следуют этому совету,  накрепко  заперев

    Hочь Встреч.  И вот я,  поливавший в свое время искалеченные

    Hевдалеке от крыльца вдруг  истошно  заорал  упырь  -  своим

    Hочь встреч.  Мертвые  кое-где поднимаются из могил,  решив,

     Я выглядываю  в  окно.  Да,  так и есть.  По страшной дороге

     Торжествующий рев  вампира  сменятся   коротким   сдавленным стоном,  а  затем  следует  длинная череда булькающих и хлюпающих звуков.  Я выглядваю вновь - упырь  слабо  колготится  на  земле. Сейчас  это  не более,  чем груда протухшего мяса и переломанных костей.

     Раздается негромкий  вежливый стук.  Я отворяю...  и в ту же секунду понимаю - ЭТО HЕ ТОТ!

     Hе входя,   гость   кланяется   мне  с  порога.  Низкорослый худощавый юноша  в  поношенной  черной  одежде  и  видавших  виды сандалиях.  Уголки глаз приподняты;  холщовая накидка перепоясана толстой черной веревкой. Я узнаю его сразу.

     - Дозволено  ли  будет  мне  войти? -  тихо,  почти  неслышно произносит юноша,  соединяя ладони  перед  грудью  на  восточный манер  и  кланяясь мне. - Я проделал долгий путь,  чтобы повидать Великого Аса.  И я счастлив,  что мои  недостойные  глаза  наконец лицезреют его!

     Я не  сразу  могу  оправиться  от  неожиданности.  Это  ведь значит... значит ... что ожидавшийся мной гость уже не появится.

     - Входи и садись,  отрок,-  говорю  я,  пропуская  мальчишку внутрь.- Еда на столе. Угощайся, не чинись.

     Он аккуратно  садится,  отламывает  по  небольшому   кусочку хлеба,  сыра,  запивает  несколькими  глотками  козьего  молока и поднимается.

     - Благодарю радушного хозяина, я сыт.

     - Тогда рассказывай. Что привело тебя ко мне?..

 

     2.

Тьма в подземелье казалась живым существом.  Черные  змеи обвивали   его   руки,   ноги,   голову;   тело   растворялось  в беспредельности Мрака.  Казалось,  что он,  живой и  чувствующий, мало-помалу сам становится частью царящего здесь Меаласа.

     Было известно,  что все  произойдет  именно  так.  Кое-какие слухи  (от  покидавших  Храм старших учеников) все-же достигали ушей послушников.  Он  знал,  что  стоит  ему  читать  мантру  "О послушании",  как  откуда-то  появится  яркий  дневной свет.  Он увидит высокий каменный помост,  на котором будет стоять сам Старец  Горы  и  его избранные Четверо.  Последует обмен ритуальными фразами.  К тому времени его сознание  и  дух  должны  очиститься окончательно  и  тогда  Старец,  глядя  ему прямо в глаза,  пошел ученику свой Дар.  И он,  стоящий сейчас  среди  мрака,  когда-то младший  послушник,  воспримет  этот незримый Дар... или сгорит на месте.

     По спине  прокатилась вниз холодная струйка.  Это было очень плохо.  Чем больше переживаешь, тем меньше шансов воспринять Дар. Дар, который открывает врата в бездонную кладовую Сил Ордена. 

     Великого Ордена Ассасинов.  И потом,  если  он  останется  в живых,  то  услышит слова Учителя:  - Иди и сотвори угодное тебе! Потом  он  выйдет  за  ворота.  Выйдет  на  пыльную  дорогу,  что пробегает мимо затаившейся в пыльных скалах крепости,  и обратит свои стопы к югу.  Там,  где колышется морская зыбь,  где  кричат чайки и полощутся паруса кораблей,  он начнет новую жизнь. Сроком на один год.  Через двенадцать лун он вновь вернется  к  вратам своего Ордена и назовет тайное слово-пропуск. Двери откроются. Он сможет поесть,  отдохнуть и совершить омовение.  Уставом  это  не возбраняется.  Он сможет поговорить с Воинами Ордена - рассказать им о содеянном. Услышать их истории. Кое-что потом достигнет ушей младших учеников, заставив их надолго потерять покой и сон...

     Однако голову ломать все  они  будут  тщетно.  Тайна  Ордена останется в неприкосновенности. И это будет самым страшным.

     Потому что,  выйдя на  год  за  ворота  орденской  крепости, ученик должен совершить три убийства. Убить трех человек по своему выбору.  Не существовало никаких правил  и  обычаев.  Можно  было остановить  свой  выбор  на трех пастухах из соседней деревни,  а можно было отправить в мир иной трех величайших царей  земных.  И никто не знал,  что же именно принесет ученику вожделенное звание полного Орденского Воина.  Этими  убийствами  ты  не  должен  был ничего  доказывать.  Все испытания давно уже остались позади.  Ты взламывал хитроумнейшие замки и обманывал бдительную, неподкупную стражу.  Ты  похищал  эмирских  жен  из  сералей  и организовывал дворцовые перевороты.  Ты срезал кошельки с купеческих  поясов  и снимал   ожерелья  с  женских  шей  -  да  так,  что  ограбленные спохватывались   самое   ранее   через   несколько   часов.    Ни недоступность твоих жертв, ни из беззащитность ничего не значила.

     С голыми  руками,  подпоясанный  простой  веревкой  -  своим единственным  оружием - ученик выходил за ворота.  Через год он возвращался и  рассказывал  Старцу  о  содеянном.  Никто  никогда осмеливался  лгать  - Учитель слишком хорошо читал в человеческих сердцах.  Он выслушивал адепта,  молчал несколько мгновений...  и выносил   решение.  Окончательное  и  бесповоротное.  Ученик  либо

становился полноправным Воином Ордена,  либо -  обречен  был  до конца  своих  дней влачить участь храмового раба,  не осмеливаясь даже своей рукой оборвать жалкое и позорное существование. Старец умел мстить даже за порогом Смерти.

     Мантра закончилась.  Раздалось шипение,  по углам  вспыхнули ослепительно   белые  факелы,  плюющиеся  бесчисленными  искрами. Помост осветился.  В длинном плаще цвета песка пустыни,  прямой, несмотря на свои несчетные годы,  застыл Старец Горы,  неспешными движениями перебирая черные  бусины  священных  четок.  По  бокам стояли  Четверо  -  наставники высшего ранга.  Только двое из них были людьми.

     - Ученик    Яард   Этар,-   высоким   старческим   фальцетом провозгласил Старец.- Ты прошел все испытания.  Ты был прилежен и послушен.  Ты уже знаешь,  что тебе предстоит. Иди в мир и отними жизни у троих. Дарую тебе на этот год частицу Силы нашего Храма.- Старец  неожиданно вскинул обе руки над головой,  а из глаз его, казалось,  потекли  огненные  реки  из  прозрачного,  призрачного пламени.   Удар  этих  яростных  испепеляющих  волн  был  подобен тысячеталантовому  тарану,   грянувшего   в   ворота   осажденной крепости.

     Подгибаются колени...  только  бы  не  упасть...   Мантру... Мантру "О Силе"... выдержать этот взгляд... как все горит...

     Когда он пришел в себя,  кругом вновь была сплошная темнота. Боли  он  не  чувствовал.  Hаспех  ощупал себя - грубая хламида перехвачена в талии толстой, положенной обычаем веревкой.

     Я выдержал,  ошарашено  подумал  он.  Митра  и  Яхве,  я же выдержал!  Я выдержал!  Сила Храма теперь моя!  По телу  медленно разливалась   удивительная,   пьянящая   легкость.  Казалось,  он способен сейчас воспарить над  землей,  подобно  священной  птице Рок.  Преград  больше  нет,  он  сможет  пройти  мир от края и до края...

     И - вернуться. Убив по своему выбору троих. И - предстать перед Старцем.  Чтоб взвесил он  содеянное  мной  и,  духом  святым просветленный, решил бы судьбу мою, на добро и на зло, и на тьму и на свет обрекая,  и да приму я со смирением им изреченное и  да не вознегодует душа моя,  коль испытание...  Короче,  если скажут нет. Hо об этом лучше не думать.

     Мягким, пружинящим  шагом он двинулся к выходу,  безошибочно ориентируясь в полной темноте. Обострившиеся чувства вывели его к узкой боковой галерее. Он шагал сквозь неподатливый мрак... и сам не понял, как очутился на пыльной дороге, перед наглухо закрытыми воротами  из  синеватой многократно прокованной стали.  Говорят, материал для этих ворот привезли из  самой  Айодхьи;  находились, правда,  и такие,  кто утверждал,  будто ворота эти - дар Раваны, владыки ракшасов Ланки...

     В грубых  сандалиях  да  подпоясанной  вервием  накидке  ему предстоит отправиться в мир.  В любое его  место.  На  закат,  к Геркулесовым  Столпам,  через Египет,  страну Та-Кемт,  владения гордого Карфагена, - до самого Сада Гесперид...

     Hа восход,   мимо  блистающего  Персеполя,  мимо  сказочного Багдада, Вавилона, Суз, Эктебаны, через Бактрию и Согдиану, через страну Песьеголовых...  А дальше - Индия,  великолепная Айодхья, таинственная  Ланка,  острова  Блаженных,  омываемые   Полуденным Океаном...  А за горами лежит Поднебесная Империя... А на севере, говорят,  мучается гордый  титан,  прикованный  к  горам  Кавказа жестокими греческими богами...

     Яард Этар постоял несколько мгновений, глядя на несокрушимые ворота крепости, повернулся к ним спиной и зашагал по дороге.

     Он заставил себя забыть обо  всех  известных  ему  неудачах. Потому   что   все  системы,  если  можно  так  выразиться,  были испробованы.  Ученики вставали  на  сторону  Добра  -  истребляли злодеев,  грабителей,  разбойников,  случалось  -  освобождали от тиранов целые государства.  Ученики вставали на сторону Зла  -  и тогда  от  творимого ими в жилах леденела кровь...  Были те,  кто тщательно разрабатывал свои планы,  а были и такие,  кто  убивал, поддавшись   одномоментному   порыву.   Все  было  испробовано многократно. Содеянное потерпевшими неудачу было известно - ни один Воин Ордена никогда не откроет послушнику того,  что сделал он сам, перед тем, как обрести желанный титул.

     Яард заставил  себя  не думать об этом.  Он давно уже понял, что на загадку Старца общего ответа не существует. Каждому нужно отыскать  свое  собственное решение,  заглянув в глубины души и сердца...  Яард не сомневался - настанет момент - и  он  поймет, что время пришло. Нужно сделать так, чтобы не слышать вкрадчивый голос сознания и действовать как во время  поединка,  когда  тебя ведет  не  разум,  но  одни  голые чувства,  подхваченные потоком несущейся через тебя великой Силы...

     Три дня  -  и  он,  Яард Этар,  странный человек со странным именем,  неведомо кем подброшенный к дверям Храма,  доберется  до Александрии Великой. Свое странствие он решил начать оттуда. 

     Пыльная дорога быстро ложилась  под  сандалии.  Пустынная  и заброшенная  -  кому  было  ездить  к  твердыне страшного Ордена, наводившего ужас на весь Восток?

[подробнее]

 


Новости - Биография - Книги - Интервью - Творец - Общение с читателями - Форум - Гостевая - Статьи и рецензии - Карты и иллюстрации





Rambler's Top100

Management by Perumov.club | Designed by Amok | Copyright © 2004-2010 by Nick Perumov. | Created by Olmer