Deprecated: Function split() is deprecated in /var/www/vhosts/perumov.com/httpdocs/netcat/full.php(86) : eval()'d code on line 1 Ник Перумов // Интервью // ... в печатных изданиях - «В жизни всегда есть место фэнтези!» - Вера КАМША.
Новости
Биография
Книги
Интервью
Творец
Общение с читателями
Форум
Гостевая
Статьи и рецензии
Карты и иллюстрации
 
Rambler's Top100

... в печатных изданиях

«В жизни всегда есть место фэнтези!» - Вера КАМША.

Накануне старого Нового 1993 года в издательство «Северо-Запад» пришел молодой человек и принес рукопись. Это был роман под названием «Кольцо тьмы», представляющий собой вольное продолжение знаменитого «Властелина Колец» Дж. Толкиена. И с этой минуты не стало мира в среде читателей фантастики, разделившихся на ярых противников и столь же ярых сторонников нового романа и его автора Николая Перумова. Прошло три года. За это время увидели свет новые романы писателя «Гибель Богов», «Воин Великой Тьмы», «Земля без радости», описывающие странный фантастический, но почему-то очень знакомый мир Хьерварда. В январе вышел в свет роман «Адамант Хенны», завершающий средиземский цикл. А страсти? Страсти вокруг творчества Перумова кипят попрежнему. Николай, как вы полагаете, почему ваше творчество воспринимается столь бурно?

- Не могу знать. Выходят романы других писателей, талантливые, неоднозначные, а о них ни слова. Ни плохого, ни хорошего. У меня же выход книги превращается в яростное столкновение мнений, причем от книги до книги крики усиливаются, а дискуссия ведется не по существу, а путем наклеивания ярлыков, переходов на личности.

-

И какие же ярлыки вам навешивают?

- Дайте сообразить... Называют апологетом тьмы, врагом православия и имперцем, уличают то в плагиате, то в том, что у «Толкиена этого не было». Дескать, что положено Юпитеру, не положено быку...

-

А кто определяет, кто является Юпитером, а кто быком?

- Это интересный вопрос. В основном эту функцию себе присваивают по собственному желанию. Кроме того, у ряда товарищей «есть мнение», что то, что не освящено традицией, не имеет права на существование. Даже сам жанр «фэнтези», которым зачитываются тысячи людей, отказываются признавать за литературу.

-

- Да. Любимый мною роман братьев Стругацких «Трудно быть Богом» - классическая фэнтези. Замени пришельца из коммунистического земного будущего на мага или перворожденного эльфа, убери слова «Арканарская коммунистическая республика» - и в результате такой минимальной косметической правки получится классическая  фэнтези. А что более научно: магия или светлое коммунистическое завтра - вопрос дискуссионный.

-

«Трудно быть Богом» писалась, когда у власти были коммунисты, у авторов просто не было выбора...

- Лично я за такую власть, которая не лезет в мою собственную жизнь, но мне хотелось бы и «за коммунистов» сказать хорошее. При них снимались отличные сказки: добрые, неглупые, зачастую намного превосходящие свои фольклорные и литературные источники. И сейчас фильмы Роу и Птушко с удовольствием и взрослые, и дети смотрят, а значит, потребность в чуде у людей есть.

-

И каких же чудес ждут наши люди?

- Толкиен мечтал создать мифологию для Англии, по образцу Калевалы. По его ранней версии, эльфы уплывали именно из Англии. Но нельзя подгонять наше общество под западный стандарт. Мы другие. Но когда говоришь об этом, причем не тупыми лозунгами, а художественными образами, намеками, аналогиями, это у некоторых мэтров вызывает раздражение. А вот среди читателей просто крик стоит: «Пишите о нас!». И очень жаль, что писатели, которые составляли нашу славу, нашу гордость, почти ничего не публикуют, предпочитая тихо отбыть преподавать русскую литературу в Штаты или в Канаду. К тому же наши мэтры до сих пор искренне исповедуют идею нашего литературоведения, что литература должна звать, взывать, поднимать, будить, мобилизовывать и проводить прочие, свойственные военкоматам, действия.

-

А что же должна делать литература?

- Сейчас нужны (и, кстати, имеют успех) книги, которые говорят о России, пусть не в лоб, но отталкивающиеся от нашего менталитета, от наших традиций. И прекрасно, так как нации, пусть в развлекательной, пусть в легкой литературной форме, но полностью отказавшейся от опоры на свое собственное «я», навязывается чужой, (в нашем случае - американский) стереотип поведения. В результате эта нация обречена на комплекс неполноценности.

-

Значит, неслучайно ваши герои ведут себя не как канонические персонажи «фзнтези»?

- Да, Хедин и Ракот (герои «Гибели Богов». • К.В.), поднимая свое восстание против всемогущих молодых богов, действуют вначале как герои типичного американского боевика. Когда же восставшие побеждают, они уже понимают, что управлять миром они не могут и не должны! Их долг, долг новых богов - защищать мир от несущего гибель всему сущему неназываемого. Хотя я и пишу о героях, но их победа не становится счастливым концом. Не становится даже просто концом (у меня с хорошими концами вообще сложно). Но пока новые боги «держат небо на каменных руках», они останутся Богами, несмотря на все попытки их предшественников вернуться.

-

Значит, Боги, чтобы остаться Богами, должны исполнять свое предназначение?

- Как только сверхсилы отрешаются от своих сверхсильных проблем и начинают заниматься делами смертных, они подписывают свой приговор. Если Боги начинают указовы-вать «живите так-то и так-то» и карать ослушников, их божественность очень быстро кончается.

-

Неудивительно, что вас зачислили в еретики...

- А я с большим подозрением отношусь к ветхозаветным сказаниям. Согласитесь, что уничтожение Богом Яхве только потому, что ему не нравился образ жизни людей, путем напалмовой атаки двух городов, или вообще утопление всего живого на Земле, включая ни в чем не повинных животных, вряд ли может вызвать любовь и уважение. А эллинские боги? Пусть массовых карательных акций они не проводили, но отдельных-то личностей преследовали: во что-то превращали, сдирали кожу, осуждали на вечные муки... Особенно этим отличался лучезарный Аполлон, покровитель искусств и Бог солнечного Света. К слову, «Аполлион» и значит «губитель».

Всюду, где Боги начинают судить смертных или тем более мстить им, они теряют свою божественность. В мире Хьерварда именем Света правили Молодые Боги, власть которых была абсолютна, и только один лишь маг Ракот дерзнул восстать, за что и был немедленно провозглашен средоточием Зла. Ракота назвали Властелином Мрака, ну, хорошо, он им будет, раз всем так уж этого хочется! Но приняв определенный цвет, он понес его с гордостью. Чисто в моральном отношении Восставший мно го выше Молодых Богов. Ему свойственна жертвенность. Он бросает вызов заведомо непобедимой, раз вращенной властью силе, которая своей абсолютностью выхолостила мир. Мир не может развиваться нормально, если в нем не будет столкновения противоборствующих сил. Такого не бывает, и ошибкой было бы писать утопии о всеобщем благолепии, не принимая во внимание человеческую природу.

-

А «Божий суд», всеобщая справедливость - это тоже утопия?

- Если ты пускаешь в ход то, что умеешь, у тебя есть преимущества над тем, кто этого не умеет. Поэтому любой «Божий суд» путем поединка -это фикция. При условии, разумеется, отсутствия Богов. Но в нашем пласте реальности их нет, а потому истины не должны вбиваться силой, в частности, военной. Военная сила есть инструмент неправедный. Никто и никогда не применял военную силу, оставаясь при этом в белых одеждах. Нельзя навязывать свои собственные ценности в качестве «общечеловеческих» с помощью морской пехоты. Или крестовых походов. Или Газавата. Или магии...

-

Удивительно, как из вас, с такой вашей терпимостью, делают кого-то страшного и ужасного...

- Наклеивание ярлыков - вообще явление совершенно уникальное в нашем культурном и политическом процессе. Лично я не понимаю, как несогласие с высказанными кем-то идеями заставляет людей впадать в зоологическую ярость, а аргумент в споре подменять бранью или доносом. Ну да бог им судья. Или боги...

Но провести черту между «фэнтези» и фантастикой иногда очень трудно.

-


27 ноября -  Видеозапись встречи с читателями в Петербурге - 27.11.2015    

23 июля - Начинаем конкурсный сбор рассказов и небольших повестей для сборника "Когда Мир Изменился". Информация на первой странице.

07 апреля -  Информация о встречах с Ником Перумовым в апреле на главной странице сайта.

20 января - Гибель Богов-2. Книга 4. Асгард Возрождённый передана в издательство. Ждем в магазинах в конце марта.

11 сентября - Видеозапись презентации "ГБ2. Пепел Асгарда" в Петербурге.  

__________
Архив новостей

 


Подписка на новости сайта в составе рассылки
Fantasy-портала Цитадель Олмера.


 

Подробнее Молли Блэкуотер. За краем мира

По первым главам, выложенным в сеть, легко прилепить к ней жанровый ярлык стимпанка, но это будет не совсем верно. Мир Молли Блэкуотер гораздо больше и интереснее чистого соответствия паровой эпохе. Стимпанк, который не вполне стимпанк:) Впрочем, к этому я ещё вернусь.
Главной героине "За краем мира" двенадцать лет - значит ли это, что книга детско-подростковая? И да, и нет. Не так важно, сколько лет главному герою - важнее поднятые книгой вопросы, а в нашем случае они вполне взрослые. В этом смысле "Приключения Молли Блэкуотер" - хорошая книга для всех возрастов. Хотя, как мне кажется, молодым читателям она будет ближе:)
Что это за вопросы? Мир. Война. Верность. Справедливость. Плата за выбор. Всё как в жизни, всё по-настоящему, правда?
И тут надо сказать, что выбор Молли предстоит очень серьёзный. Во многих книгах, описывающих некое глобальное противостояние, герою не приходится особенно выбирать - он изначально на правильной стороне, на стороне сил добра и света. Нет, конечно, можно опасаться, что Фродо окажется в рядах тёмного воинства, а Гарри Поттер присягнёт на верность Волан-де-Морту, но... в глубине души мы понимаем, что этого не будет. Смысл здесь не в выборе, а в противостоянии.
Для Молли всё сложнее - впрочем, опять же, как это и бывает в настоящей жизни. Ей придётся не просто выбирать свою сторону. Прежде она должна будет понять, в чём вообще заключается её правда и её сторона, и читателю придётся сделать этот выбор вместе с ней, внутренне соглашаясь или протестуя, и неизбежно спрашивая себя: "А как бы я сам поступил на её месте?"
И это роднит "Приключения Молли Блэкуотер" с "Кольцом Тьмы" и "имперской дилогией", "Черепом на рукаве" и "Черепом в небесах".
Нет светлой стороны, нет тёмной, нет раз и навсегда определённой правды, а есть лишь твоя совесть, твой выбор, твоя верность ему и твоя ответственность за него.
Теперь же вернёмся к миру - во многих отношениях замечательному:) Автор ещё раз подтверждает свой высокий класс: из элементов вроде бы привычных и многократно использованных другими ему удаётся создать совершенно оригинальный и цельный мир. Если разъять его на составляющие, что мы увидим? Классический стимпанк, магический реализм, военно-историческое фэнтези и даже, не побоюсь этого слова, элементы биопанка. А ещё - отсылки к русским сказкам и классическим книгам, скрытые цитаты и ненавязчивый, умный юмор. И всё это - в единой и непротиворечивой картине, аналог для которой я даже затрудняюсь подобрать:) Но если бы я снимала фильм по "Приключениям Молли Блэкуотер", пожалуй, он был бы похож на фильмы Хаяо Миядзаки.
Ещё один плюс книги - персонажи. Ник - мастер писать яркие характеры, и персонажи вышли живые, остроумные и запоминающиеся. Без спойлеров здесь не обойтись, потому я просто перечислю тех, кого особенно полюбила: старший боцман бронепоезда мисс Барбара Уоллес, коммодор Реджинальд Картрайт, юные маги Всеслав и Таньша и, конечно, госпожа Старшая. Будете читать - обратите на них внимание:)
О "Приключениях Молли Блэкуотер" я могу рассказывать ещё долго, но пора уже переходить к чтению самой книги! Тем более, что онлайн-магазины уже сняли с неё ярлычок предзаказа:)
В заключение только скажу, что, даже прочтя первый том, не расслабляйтесь - не всё так просто, как вам может показаться. И мир, и путь взросления преподнесут ещё немало сюрпризов главной героине и читателям вместе с ней. Но сейчас - приятного чтения!
Добро пожаловать за Край Мира:) 

[подробнее]

 


Новости - Биография - Книги - Интервью - Творец - Общение с читателями - Форум - Гостевая - Статьи и рецензии - Карты и иллюстрации






Rambler's Top100

Management by Olmer | Designed by Amok | Copyright © 2004-2010 by Nick Perumov. | Powered by Citadel of Olmer